Виды и формы насилия
Виды и формы насилия
Выделяют четыре основных вида насилия:
- Физическое - это преднамеренное нанесение физических
повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или
другими взрослыми.
Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:
- необъяснимо возникшие кровоподтеки;
- шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной плети);
- след от укуса на коже;
- на голове участки кожи без волос;
-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);
- необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;
На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенности поведения ребенка:
- реакция страха при приближении родителя к ребенку;
- общее избегание физического контакта;
- застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);
- появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; - побег из дома.
- Эмоциональное (психическое) насилие -
нехватка внимания и любви, угрозы и насмешки, унижение
чувства собственного достоинства, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту, которые
ребенок не в состоянии выполнить, отвержение со стороны родителей.
Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, - это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком относятся: унижение и подавление, обзывание, отвержение, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение и игнорирование.
По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в том случае, если родитель постоянно:
- предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребенок не в состоянии справиться;
- сурово наказывает ребенка;
- чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
- злится и устрашающе ведет себя.
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:
- ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;
- он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;
- сосет пальцы, монотонно раскачивается;
- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
- «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
- имеются нарушения сна, ночные приступы страха;
- он не проявляет интереса к играм;
- ночное и/или дневное недержание мочи;
- психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.
- замедленно физическое и общее развитие ребенка.
- Пренебрежительное отношение - ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.
- Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация - эксплуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребенку или третьему лицу. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства.
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000г.) дает им следующие определения.
Детская проституция - означает использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.
Детская порнография - это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентрированные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, используя компьютерные программы, также является порнографией.
Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также является проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних. СМИ много пишут о деле "Голубая орхидея", организации, наладившей создание и продажу через Интернет порнофильмов с участием детей.
Торговля детьми (траффикинг) - означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.
Это явление приобрело международный характер и стало чрезвычайно доходным занятием. В отличие от оружия и наркотиков, женщины и дети могут быть проданы несколько раз. Они являются тем предметом продажи в международной торговле, который приносит миллиарды долларов и позволяет оставаться безнаказанным.
Проблема траффикинга в Беларуси недостаточно изучена, хотя в Заключительных комментариях ко Второму периодическому докладу о выполнении Республикой Беларусь положений Конвенции ООН о правах ребенка, высказанных в мае 2002г. Комитетом по правам ребенка в Женеве сказано: «Тревогу ... вызывает информация о том, что Беларусь является страной, где существует и через которую проходит торговля детьми, особенно девочками, с целью сексуальной и других видов эксплуатации....» [4].
Развитие медицины в области трансплантации органов породило самый ужасный промысел торговцев детьми - дети стали похищаться и продаваться с целью использования их внутренних органов. Отсутствие статистики не позволяет в полной мере оценить размеры этого чудовищного бедствия, но даже единичные случаи, о которых есть информация, говорят о необходимости принятия срочных мер по предотвращению этого явления.
Основными продавцами детей являются родители, опекуны, учителя, а также представители различных, так называемых, "благотворительных организаций".
В основном, продаются дети в возрасте 10-16 лет из больших или очень бедных семей, которые не в состоянии прокормить всех членов семьи.
Траффикинг с пересечением границ может вовлекать 3 страны: страну-поставщика, где происходит незаконный захват детей, страну назначения, принимающую их, и страны транзита, то есть не окончательного назначения, а используемые для въезда в другую страну или регион. Беларусь является как страной-поставщиком, так и страной транзита.
Причины распространения насилия в отношении детей
Физическое, эмоциональное, психологическое насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от социального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики - то есть в побоях. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объяснение. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия - крики, угрозы, побои. Почему так: Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою семью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.
Физические наказания являются обычным способом воспитания у 58,5% опрошенных родителей, к 68,6% в детстве применяли физическое насилие. И только 2% респондентов в детстве не наказывали. 18,1% родителей предпочитают накричать на ребенка.
Самым распространенным и опасным видом насилия является насилие в семье, так как семья призвана быть для человека местом защиты и опоры от всех житейских невзгод. Насилие в семье - применение различных форм принуждения членов семьи по отношению к своим детям либо к одному из членов этой же семьи. Термин «насилие в семье» означает ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейного насилия: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные
Последствия насилия над детьми
Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдаленными.
Различают три основные стадии их развития:
1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде болезненных физических и эмоциональных проявлений: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).
Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несчастного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, особенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны подживают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувствию близких для него людей.
При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, душевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательства. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспомощности.
2. Стадия адаптации, в процессе которой у ребенка вырабатываются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выбирает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и душевную боль, то есть формирует психологическую защиту.
Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старается не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.
3. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицинской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие поведенческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:
- неспособность добиться успеха;
- комплекс неполноценности (превосходства);
- усвоение стигмы;
- усвоение насилия как формы решения проблем;
Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные последствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.
Насилие в школе
С сожалением приходится констатировать, что практика современной массовой школы может быть охарактеризована как педагогика насилия. И если мы сегодня говорим о защите прав ребенка, то именно школа является тем местом, где из дня в день эти права нарушаются самым серьезным образом.
Невротизация школьников за годы обучения возрастает примерно в 10 раз. Ведущим мотивом у 58% школьников является страх: опасение получить плохую оценку, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей в классе, страх перед родителями, учителями. Именно страх служит причиной развития у школьников многочисленных неврозов.
При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, нарушении школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения насилия и разных видов наказаний.
Все многообразие воспитательных технологий, к которым прибегает учитель, можно разделить на две группы - насилие и ненасилие. Первая группа нацелена на внешнее воздействие, жесткое структурирование поведения ребенка, на подавление свободы. Вторая - на мобилизацию его природных сил и способностей, на развитие личностных потенций к саморегуляции, формирование внутренней мотивации.
Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но чаще всего для этого выбирают ребенка или слабее себя, или как-то отличающегося от других учеников.
Наиболее вероятные условия для получения статуса «белой вороны» или жертвы:
- наличие увечья (дети, носящие очки; с пониженным слухом; с затрудненными движениями);
- особенности поведения (импульсивность или замкнутость);
- особенности внешности (вес тела; положение ушей; веснушки и
т.д.); - недостаточные социальные навыки (нет защиты от вербального и
физического насилия); - страх перед школой (отрицательное отношение к ней; проблемы с
родителями; плохие оценки); - болезнь;
- низкий интеллект и трудности в учебе (плохая успеваемость; низкая самооценка).
Социально-педагогическая работа по профилактике насилия над детьми.
Если специалист подозревает (либо уверен), что ребенок подвергается насилию, он должен вмешаться в кризисную ситуацию. Процесс вмешательства в кризисные ситуации не является терапией или оказанием психологической помощи. Это - оказание первой помощи.
В качестве методов можно использовать следующие шаги эффективного вмешательства в кризисную ситуацию, связанную с насилием:
- Сбор информации из различных источников о случившемся для выяснения характера перенесенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подозреваемого, реакции ребенка на случившееся.
- Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях
- Определить природу проблемы.
- Выяснить, что уже было сделано для решения данной проблемы самим ребенком.
- Обсудить возможности выбора поведения.
- Продумать вместе с ребенком все возможные варианты решения данной проблемы, включая те, что
требуют вмешательства посторонних людей. - Разработать конкретный план действий.
- Продумать последствия выработанного плана.
Далее следует индивидуальная работа с ребенком, подвергшимся насилию - посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка — жертвы насилия:
- сбор информации для подтверждения факта насилия и установления его виновника;
- исключение возможности оказания на ребенка давления;
- создание оптимальных психологических комфортных условий для работы с ребенком
- выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки
- в беседе следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития.
- оптимальная продолжительность беседы для дошкольников не должна превышать 30 минут.
При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию насилия. По этому фактору дети делятся на четыре группы:
1) дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;
2) дети, которые могут сделать лишь частичное признание — они либо преуменьшают либо скрывают информацию о насилии;
3) дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;
4) дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.
К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязанность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т. д.
Общие правила проведения беседы с ребенком, пострадавшем от насилия и его семьей (социализирующими взрослыми)
1) во время беседы уделять внимание, прежде всего, самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического состояния;
2) устанавливать максимально возможные доверительные, поддерживающие отношения с ребенком;
3) создавать условия для адекватного оценивания специалистом личностного потенциала ребенка;
4) использовать многовариантность беседы для создания психологически комфортных условий;
5) обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстановления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.
Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с родителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребенку вопросов, на которые уже ответили родители.
Беседа с близкими людьми жертвы насилия должна проводиться на эмоционально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вызывает чувства недоверия, отвержения, шок или агрессию.
При получении информации, касающейся сексуального насилия, необходимо выяснить имена тех лиц, которые обычно имеют доступ к ребенку; имена любых лиц, которые подозреваются; кроме того, могут быть привлечены любые другие факты, которые касаются насильственных действий.
Необходимо оценить способность родителей справляться со стрессовыми ситуациями, используя данные о кризисах в семье в прошлом. Такая оценка может быть полезной, чтобы определить способности родителей защитить ребенка от возможного дальнейшего насилия.
Групповая работа с детьми, подвергающимися насилию
Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуации социальной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережившими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психологические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигматизации.
Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения.
Таким образом, задачей групповой терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.
План групповой терапии включает в себя параллельную работу с родителями или опекунами, не причастными к насилию.
Если специалисты школы не в состоянии обеспечить проведение сопутствующих видов терапии, они могут предложить семьям воспользоваться услугами других аналогичных центров и клиник. В этом случае важно, чтобы специалисты, занимающиеся психологическим сопровождением одной семьи, регулярно обменивались информацией, координировали свои действия и оказывали друг другу содействие в решении задач, стоящих перед терапией в целом.