Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Виды и формы насилия

Дата: 25 апреля 2018 в 17:23
312 просмотров

Виды и формы насилия

Выде­ляют четыре основных вида насилия:

  • Физическое - это преднамеренное нанесение физических
    повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или
    другими взрослыми.

Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:

- необъяснимо возникшие кровоподтеки;

- шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;

- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной пле­ти);

- след от укуса на коже;

- на голове участки кожи без волос;

-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);

- необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;

На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенно­сти поведения ребенка:

- реакция страха при приближении родителя к ребенку;

- общее избегание физического контакта;

- застывший,  испуганный  взгляд (наблюдается  и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);

- появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; - побег из дома.

  • Эмоциональное (психическое) насилие -
    нехватка внимания и любви, угрозы и насмешки, унижение
    чувства собственного достоинства, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту, которые
    ребенок не в состоянии выполнить,  отвержение со стороны роди­телей.

          Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, - это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужно­сти, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком относятся: унижение и подавление, обзывание, отверже­ние, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение и игнорирование.

         По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предполо­жить в том случае, если родитель постоянно:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребе­нок не в состоянии справиться;
  • сурово наказывает ребенка;
  • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
  • злится и устрашающе ведет себя.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:

- ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;

- он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;

- сосет пальцы, монотонно раскачивается;

- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

- «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

- имеются нарушения сна, ночные приступы страха;

- он не проявляет интереса к играм;

- ночное и/или дневное недержание мочи;

- психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.

- замедленно физическое и общее развитие ребенка.

  • Пренебрежительное отношение - ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одеж­де, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

  • Сексуальное насилие  - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изго­товления порнографической продукции, а также демонстрация им порно­графической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация - экс­плуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребен­ку или третьему лицу. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят Генеральной Ассамбле­ей ООН 25 мая 2000г.) дает им следующие определения.

Детская проституция - означает использование ребенка в деятельности сексу­ального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.

Детская порнография - это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентри­рованные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, ис­пользуя компьютерные программы, также является порнографией.

Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также явля­ется проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних. СМИ много пишут о деле "Голубая орхидея", организации, наладившей создание и продажу через Интернет порнофильмов с участием детей.

Торговля детьми (траффикинг) - означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.

Это явление приобрело международный характер и стало чрезвычайно доход­ным занятием. В отличие от оружия и наркотиков, женщины и дети могут быть про­даны несколько раз. Они являются тем предметом продажи в международной торгов­ле, который приносит миллиарды долларов и позволяет оставаться безнаказанным.

Проблема траффикинга в Беларуси недостаточно изучена, хотя в Заключитель­ных комментариях ко Второму периодическому докладу о выполнении Республикой Беларусь положений Конвенции ООН о правах ребенка, высказанных в мае 2002г. Комитетом по правам ребенка в Женеве сказано: «Тревогу ... вызывает информация о том, что Беларусь является страной, где существует и через которую проходит тор­говля детьми, особенно девочками, с целью сексуальной и других видов эксплуата­ции....» [4].

Развитие медицины в области трансплантации органов породило самый ужас­ный промысел торговцев детьми - дети стали похищаться и продаваться с целью ис­пользования их внутренних органов. Отсутствие статистики не позволяет в полной мере оценить размеры этого чудовищного бедствия, но даже единичные случаи, о ко­торых есть информация, говорят о необходимости принятия срочных мер по предот­вращению этого явления.

Основными продавцами детей являются родители, опекуны, учителя, а также представители различных, так называемых, "благотворительных организаций".

В основном, продаются дети в возрасте 10-16 лет из больших или очень бедных семей, которые не в состоянии прокормить всех членов семьи.

Траффикинг с пересечением границ может вовлекать 3 страны: страну-поставщика, где происходит незаконный захват детей, страну назначения, прини­мающую их, и страны транзита, то есть не окончательного назначения, а используе­мые для въезда в другую страну или регион. Беларусь является как страной-поставщиком, так и страной транзита.

Причины распространения насилия в отношении детей

          Физическое, эмоциональное, психологиче­ское насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от со­циального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики - то есть в побоях. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объясне­ние. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия - крики, угрозы, побои. Почему так: Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою се­мью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.

Физические наказания являются обычным способом воспитания у 58,5% опро­шенных родителей, к 68,6% в детстве применяли физическое насилие. И только 2% респондентов в детстве не наказывали. 18,1% родителей предпочитают накричать на ребенка.

        Самым распространенным и опасным видом насилия является насилие в семье, так как семья призвана быть для человека местом защиты и опоры от всех житейских невзгод. Насилие в семье - применение различных форм принуждения членов семьи по отношению к своим детям либо к одному из членов этой же семьи. Термин «насилие в семье» означает ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейного насилия: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные

Последствия насилия над детьми

Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдален­ными.

 Различают три основные стадии их развития:

1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде бо­лезненных физических и эмоциональных проявлений: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).

Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несча­стного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, осо­бенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны поджи­вают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувст­вию близких для него людей.

При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, ду­шевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательства. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспо­мощности.

      2. Стадия адаптации, в процессе которой у ребенка вырабаты­ваются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выби­рает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и ду­шевную боль, то есть формирует психологическую защиту.

      Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старает­ся не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.

3. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицин­ской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие пове­денческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:

- неспособность добиться успеха;

  • комплекс неполноценности (превосходства);
  • усвоение стигмы;
  • усвоение насилия как формы решения проблем;

Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные послед­ствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

Насилие в школе

С сожалением приходится констатировать, что практика современной массовой школы может быть охарактеризована как педагогика насилия. И если мы сегодня говорим о защите прав ребенка, то именно школа является тем местом, где из дня в день эти права нарушаются самым серьезным образом.

Невротизация школьников за годы обу­чения  возрастает примерно в 10 раз. Ведущим мотивом у 58% школьников является страх: опасение получить плохую оценку, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей в классе, страх перед родителями, учителями. Именно страх служит причиной развития у школьников многочисленных неврозов.

При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, наруше­нии школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения на­силия и разных видов наказаний.

Все многообразие воспитательных технологий, к которым прибегает учитель, можно разделить на две группы - насилие и ненасилие. Первая группа нацелена на внешнее воздействие, жесткое структурирование поведения ребенка, на подавление свободы. Вторая - на мобилизацию его природных сил и способно­стей, на развитие личностных потенций к саморегуляции, формирование внутренней мотивации.

Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но чаще всего для это­го выбирают ребенка или слабее себя, или как-то отличающегося от других учеников.

Наиболее вероятные условия для получения статуса «белой вороны» или жерт­вы:

  • наличие увечья (дети, носящие очки; с пониженным слухом; с затрудненными движениями);
  • особенности поведения (импульсивность или замкнутость);
  • особенности внешности (вес тела; положение ушей; веснушки и
    т.д.);
  • недостаточные социальные навыки (нет защиты от вербального и
    физического насилия);
  • страх перед школой (отрицательное отношение к ней; проблемы с
    родителями; плохие оценки);
  • болезнь;
  • низкий интеллект и трудности в учебе (плохая успеваемость; низ­кая самооценка).

Социально-педагогическая работа по профилактике насилия над детьми.

Если специалист подозревает (либо уверен), что ребенок подвергается насилию, он должен вмешаться в кризисную си­туацию. Процесс вмешательства в кризисные ситуации не является терапией или оказанием психологической помощи. Это - оказание первой помощи.

В качестве методов можно использовать следующие шаги эффективного вмешательства в кризисную ситуацию, связанную с насилием:

  1. Сбор информации из раз­личных источников о случившемся для выяснения характера перене­сенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подо­зреваемого, реакции ребенка на случившееся.
  2. Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая инфор­мацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родствен­никами и детско-родительских отношениях
  3. Определить природу проблемы.
  4. Выяснить, что уже было сделано для решения данной проблемы самим ребенком.
  5. Обсудить возможности выбора поведения.
  6. Продумать вместе с ребенком все возможные варианты решения данной проблемы, включая те, что
    требуют вмешательства посторонних людей.
  7. Разработать конкретный план действий.
  8. Продумать последствия выработанного плана.

        Далее следует индивидуальная работа с ребенком, подвергшимся насилию -  посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка — жертвы насилия:

  • сбор информации для подтверждения факта насилия и установ­ления его виновника;
  • исключение воз­можности оказания на ребенка давления;
  • создание оптимальных психологических комфорт­ных условий для работы с ребенком
  • выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные фор­мы эмоциональной и психологической поддержки
  • в беседе следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития.
  • оптимальная продолжитель­ность беседы для дошкольников не должна превышать 30 минут.

      При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию насилия. По этому фактору дети делятся на четыре группы:

1)  дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;

2)  дети, которые могут сделать лишь частичное признание — они либо преуменьшают либо скрывают информацию о насилии;

3)  дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;

4)  дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.

К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожида­ние новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязан­ность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т. д.

Общие правила проведения беседы с ребенком, пострадав­шем от насилия и его семьей (социализирующими взрослыми)

1)  во время беседы уделять внимание, прежде всего, самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического со­стояния;

2)  устанавливать максимально возможные доверительные, поддер­живающие отношения с ребенком;

3)  создавать условия для адекватного оценивания специалистом лич­ностного потенциала  ребенка;

4)  использовать многовариантность беседы для создания психоло­гически комфортных условий;

5)  обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстанов­ления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.

Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с ро­дителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребен­ку вопросов, на которые уже ответили родители.

Беседа с близкими людьми жертвы насилия должна проводиться на эмоцио­нально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вы­зывает чувства недоверия, отвержения, шок или агрессию.

 При получении информации, касающейся сексуально­го насилия, необходимо выяснить имена тех лиц, которые обычно име­ют доступ к ребенку; имена любых лиц, которые подозреваются; кроме того, могут быть привлечены любые другие факты, которые касаются насильственных действий.

Необходимо оценить способ­ность родителей справляться со стрессовыми ситуациями, используя данные о кризисах в семье в прошлом. Такая оценка может быть полез­ной, чтобы определить способности родителей защитить ребенка от возможного дальнейшего насилия.

Групповая  работа с детьми, подвергающимися насилию

Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуации соци­альной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережив­шими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психо­логические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигматизации.

Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения.

Таким образом, задачей групповой терапии является не только по­мощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирова­ние у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.

План групповой терапии включает в себя параллельную работу с ро­дителями или опекунами, не причастными к насилию.

Если специалисты школы не в состоянии обеспечить проведение сопут­ствующих видов терапии, они могут предложить семьям воспользовать­ся услугами других аналогичных центров и клиник. В этом случае важно, чтобы специалисты, занимающиеся психологическим сопровождени­ем одной семьи, регулярно обменивались информацией, координиро­вали свои действия и оказывали друг другу содействие в решении задач, стоящих перед терапией в целом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.