Рекомендации по использованию современных информационно-коммуникативных технологий в УВП
В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения:
- Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко, «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению.
- Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность.
При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
приобщение школьника к достижениям информационного общества.
Роль учителя на уроке с использованием ПК — организатор всего урока и консультант. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
На этапе конкретизации изучаемого материала возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы.
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.
Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.
В зависимости от дидактических целей и специфики учебного предмета можно выделить виды компьютерных программ:
* Учебные программы - ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют управление деятельностью учащихся.
* Программы – тренажеры - предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучающимися уже усвоен.
* Контролирующие программы – предназначеные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и в тестовой форме.
* Демонстрационные программы – предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий ( картины, фотографии , видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать» друг на друга, компоновать. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, используемые для творческой работы учащихся и студентов.
* Имитационные моделирующие программы – предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактной характер.
* Информационно-справочные программы - предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
*Мультимедиа - учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Формы проведения уроков:
Урок-исследование /ученики получают знания в процессе творческой самостоятельной работы/
Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой /возможность самостоятельной последующей проверки усиливает познавательный интерес. Учащиеся сами начинают придумывать задачи/
Урок – презентация. Информация представлена в виде текстовых и графических документов, вставок, видеоклипов, иллюстраций.
Урок контроля знаний. Упражнения для закрепления изученного в виде тренажеров. Контроль знаний на уроке осуществляется при помощи тренажеров
Мультимедийные лекции.
Большие возможности скрываются в табличном процессоре Microsoft Excel. Он представляет собой творческую, научно-исследовательскую лабораторию и позволяет не только исследовать различные процессы, но и тренироваться в решении задач, провести практическую работу, сделать срез знаний.
Тестирующие программы позволяют выбрать сложность вопросов, сопровождает интерактивный справочный материал. Эти программы упрощают реализацию дифференцированного подхода и саморефлексию учащихся. Для промежуточного контроля существуют программы, способные создавать не только текстовые вопросы, но и с графическим изображением. Особо следует отметить их способность накапливать результаты ответов учащихся для последующего анализа и выявления пробелов в усвоенном материале.
В настоящее время ведется разработка программных пакетов, позволяющих молодому учителю просмотреть видеоверсию проведения урока по готовому и проверенному практикой сценарию.
В процессе преподавания разных предметов информационные технологии могут использоваться в различных формах:
Мультимедийные сценарии уроков
Проверка знаний на уроке
Внеурочная деятельность.
Сценарий урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии готовят в форме мультимедийных презентаций. Изображение проецируется на большой экран. Это экономит время.
Сценарии применяются как при изложении нового материала, так и при повторении изученного ранее.
Источниками демонстрационных материалов служат мультимедийные диски, материалы в сети Интернет, мультимедийные энциклопедии, диски-сборники электронных наглядных пособий. Значительная часть демонстрационных материалов может готовиться учителем самостоятельно. Среди таких материалов цифровые фото, фрагменты художественных фильмов, сканированные схемы, рисунки.
Внеурочная деятельность может осуществляться по разным направлениям:
исследовательская деятельность /в форме презентаций/
проектная деятельность /результатом проекта может стать диск, сайт и т.д./
лабораторные опыты.
Этапы подготовки мультимедийной презентации:
Структуризация учебного материала
Составления сценария реализации
Разработка дизайна презентации
Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов)
Подготовка музыкального сопровождения
Тестирование-проверка
Подготовка и использование презентаций в учебном процессе.
Основные правила создания учебных презентаций:
Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.
Текст. Нужно избегать сплошного текста. Лучше использовать нумерованные и маркированные списки, но не нужно использовать уровень вложения в списках глубже двух. Целесообразно применение различных маркеров и др.) для выделения элементов текста(маркированные списки). Например:
Текст1
Текст2
Текст3
Текст4
Не нужно переносить. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Идеально, если на слайде только заголовок, картинка и подпись к ней. Текст слайда не должен повторять текст, который преподаватель произносит вслух. Зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам.
Размер текста. Текст должен быть читабельным, его должно быть легко прочитать с самого дальнего места. При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера.Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера.На одном слайде не более трех фактов, выводов, определений. Ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Шрифты рекомендуется использовать стандартные - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт TimesNewRoman, заголовок слайда – Arial.
Размер заголовка не менее 24 пунктов, остальной информации не менее 18 пунктов.
Не более двух - трех типов шрифтов в одной презентации. Для выделения информации использовать начертание: полужирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти.
Заголовки должны быть короткими и должны привлекать внимание аудитории
Слова и предложения – короткие. Временная форма глаголов – одинаковая. Минимум предлогов, наречий, прилагательных.
Каждое изображение должно нести смысл. Лучше помещать картинки левее текста: мы читаем слева-на-право, так что смотрим вначале на левую сторону слайда. Изображение лучше, чем текст, поэтому если можно заменить текст информативной иллюстрацией, лучше это сделать. Горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация в центре экрана. Комментарии к картинке располагать внизу
Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. В принципе тоже относится и к анимационным эффектам: они не должны использоваться как самоцель. Не стоит думать, что чем больше различных эффектов — тем лучше. Чаще всего неудобочитаемые быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи не вызывают ничего кроме раздражения. Анимация допустима либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка).
Фон. Чаще всего пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет. Плохо смотрятся фоны, содержащие активный рисунок. Синий фон является самым эффективным, так как создает чувство уверенности и безопасности. Обычно вместо того, чтобы использовать сплошной цвет лучше выбрать хорошую текстуру и нейтральный фон. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон — светлый, а шрифт – темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Черный текст — белый фон не всегда можно назвать удачным сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить (особенно если шрифт мелкий), а, кроме того, иногда не достигается тот визуальный эффект, который необходим для эффективного восприятия материала. Использование фотографий в качестве фона также не всегда удачно, из-за трудностей с подбором шрифта. В этом случае надо либо использовать более-менее однотонные иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке Иногда целесообразно использование "тематического" фона: сочетание цветов, несущие смысловую нагрузку и т. п. (например, в лекции по сахарам (курс по биохимии) в качестве фона можно использовать поверхность отсканированных кусочков сахара-рафинада).
Звуковые и визуальные эффекты не должны отвлекать внимание от основной (важной) информации. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание — трудно одновременно слушать лектора и музыку.
Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.
Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия — лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц. Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные. Это также позволит сохранить необходимый размер шрифта, чтобы учебная таблица не превратилась в таблицу медицинскую для проверки зрения.
Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. При этом она как не должна становиться главной частью лекции, так и не должна полностью дублировать материал урока. Идеальным вариантом является такое сочетание текста и презентации, когда слушатель, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал.
Оптимальный объем презентации - зрительный ряд объемом не более 20 слайдов. Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.
При подготовке мультимедийных презентации преподаватель должен использовать возможности Интернета, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники.
При создании мультимедийной презентации необходимо решить задачу: как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого.