Структура «Я-сообщения»:
«Я-сообщение» - это грамотное высказывание своего недовольства:
- Описание факта (Когда…);
- Ваши чувства (Мне крайне неприятно…), мысли насчет неоправданных желаний (Я начинаю думать, что…...);
- Ваши потребности, желания (Чего я хочу…Объясните мне…);
- Просьба об удовлетворении потребностей (поведение). Конструктивный выход
«Я-сообщение» – это информация о вас, о том, что вам нужно, в чем состоят ваши потребности, какова ваша реакция на те или иные слова собеседника, его поведение и/или сложившуюся ситуацию. «Ты-сообщение» — это попытка воздействовать сразу на другого, минуя объяснения собственного состояния, по сути это приказ, критика, зачастую обвинения. Например, вместо «Ты должен сделать уроки» лучше сказать: «Мне жаль, что уроки еще не сделаны».
Ты-сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель («Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор», «Прекрати это делать»).
Я-сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми. Воспользуемся примером Томаса Гордона и нарисуем схему сообщений для родителя, который устал и не испытывает желания играть со своим сыном.
Первоочередная цель я-высказываний – не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в этой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.