Нарушения коммуникации.
Под нарушениями подразумеваются разнообразные и довольно устойчивые трудности в общении, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.
Различают коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности.
Нарушение межличностного общения – двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.
Коммуникативные барьеры появляются под влиянием внешних факторов со стороны объекта или ситуации взаимодействия.
Выделяют три формы коммуникативных барьеров: избегание, авторитет, непонимание. Коммуникативный барьер может являться механизмом защиты от нежелательной информации.
Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Зачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Например, у одного – абстрактно-логическое, а у другого - наглядно-образное.
Выход: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия.
Фонетический барьер, то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.
Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации –тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.
Необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику.
Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. К примеру, коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно» и др.
_________________________________________________________________________________________________________________
Нарушения коммуникации.
Под нарушениями подразумеваются разнообразные и довольно устойчивые трудности в общении, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.
Различают коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности.
Нарушение межличностного общения – двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.
Коммуникативные барьеры появляются под влиянием внешних факторов со стороны объекта или ситуации взаимодействия.
Выделяют три формы коммуникативных барьеров: избегание, авторитет, непонимание. Коммуникативный барьер может являться механизмом защиты от нежелательной информации.
Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Зачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Например, у одного – абстрактно-логическое, а у другого - наглядно-образное.
Выход: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия.
Фонетический барьер, то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.
Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации –тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.
Необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику.
Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. К примеру, коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно» и др.