Педагог-психолог педагогам
Насилие над детьми в семье
Насилие нередко встречается в семьях, где внешне всё хорошо. Нечасто можно увидеть домашнее насилие над детьми – любые действия или бездействие родителей или других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребёнка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребёнка.
Факторы уязвимости детей:
1 – отсутствие информации о домашнем насилии у родителей и детей;
Ребёнок, с которым постоянно жестоко обращаются, не представляет себе, что может быть иначе. Он воспринимает происходящее как норму. Родители также не рассматривают телесные наказания, семейные скандалы как формы насилия в отношении детей.
2 – бессилие и зависимость детей;
Ребёнок зависит от родителей, авторитет которых для детей непререкаем. Маленький ребёнок не способен спрятаться от насилия. Но он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как папа бьёт маму. Ребёнок не в состоянии понять, почему самые дорогие люди причиняют боль ему или друг другу.
3 – изолированность детей;
Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах другим взрослым. Факты свидетельствуют: число несовершеннолетних, пострадавших и погибших от насилия со стороны родителей, растёт с каждым годом.
Воспитательные традиции большинства семей допускают использование в сложных ситуациях ремня, криков, угроз или побоев. Они считают нормой битьё детей. Те же принимают эстафету зла и даже не пытаются прервать её.
Определить масштабы насилия над детьми достаточно сложно. Родители, призванные защищать своих детей, часто молчат и не сообщают случаев жестокого обращения в семье. Соседи, родственники также молчат об этом. Зачастую становится известно о насилии, когда дети приходят с травмами или когда поведение их становится непонятным…
Виды насилия, их проявление и последствия:
-
психологическое (эмоциональное);
-
неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.
Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно. Плохие отношения, непонимание между взрослыми и детьми часто порождает «цепочку» осложнений у современных детей.
Физическое насилие – это избиение, подзатыльники, щепки, удары, прижигание горячим, удушение, утопление, вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков, а также отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание.
Мы ужасаемся, когда видим или слышим о том, что детей утопили, сожгли, бросили. Но не обращаем внимания на то, как мать дёргает ребёнка за руку или даёт ему подзатыльник. А ведь это насилие.
Последствия физического насилия для ребёнка: ближайшие, отдалённые.
Ближайшие – характерные физические травмы и повреждения, а также изменения в эмоциональном состоянии ребёнка.
Страх. У маленького ребёнка из-за того, что он не знает, когда его будут бить в следующий раз, развиваются симптомы, обусловленные стрессом: тревога, головная боль, психосоматические расстройства. Для него характерна повышенная возбудимость, ожидание нападения, страх перед болью. Страх может проявляться в стремлении куда-то бежать, прятаться, а также в излишней заторможенности, внешнем безразличии. В любом случае ребёнок может быть охвачен тревогой, гневом.
Депрессия и суицидальное поведение. Дети постарше могут впадать в депрессию, могут чувствовать себя никчемными, становятся агрессивными к родственникам, сверстникам. Результатом могут стать увечья, суицид.
Побег из дома. Дети оказываются на улице, могут попасть в криминальную среду.
Отдалённые – различные заболевания, нарушения физического и психического здоровья.
Агрессивность и жестокость к окружающим. Дети способны применить насилие к любым другим людям с разными взглядами, расой. Даже просто к прохожим.
Асоциальное поведение. Результатом пережитой травмы может стать не только агрессивность, но и чрезмерная пассивность, отсутствие способности к самозащите. Эти дети нередко становятся жертвами преступления (порнография, торговля людьми).
Трудности в общении. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации. Решение своих проблем чаще всего они находят в асоциальной среде.
Трудности в построении будущих семейных отношений. Люди, подвергавшиеся семейному насилию, не в состоянии проявлять заботу по отношению к взрослым. В большинстве своём проявляют насилие к членам семьи.
Психологическое (эмоциональное) насилие – постоянное вербальное или невербальное оскорбления ребёнка, обвинения, угрозы и унижения со стороны родителей. Это и демонстрация нелюбви и неприязни, предъявляемые ребёнку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Психологическое насилие очень распространено. Наверно, нет ни одного человека, который бы ему не подвергался.
Мы назовём несколько основных способов поведения родителей, которые считаются психологическим насилием над ребёнком.
-
эмоциональная отгороженность. Родители отмахиваются от ребёнка, когда тот хочет им что-то рассказать;
-
враждебное отношение. Используют ребёнка в качестве «козла отпущения». Часты выражения типа «Лучше бы ты не родился», «от тебя одни неприятности». Такие родители никогда не целуют и не обнимают своих детей;
-
Противоречивая реакция на поступки ребёнка со стороны родителей: один – одно, другой – другое. Или: сегодня – так, а завтра – иначе.
-
неспособность признать, что ребёнок – это самостоятельная личность. Дети имеют право на собственное мнение и личное пространство. Часто случается так, что они любят рисовать, а их отдают в музыкальную школу.
-
изоляция. Не дают играть со сверстниками, не дают возможности получать опыт нормального социального общения.
-
угрозы и запугивания. Взрослые постоянно оскорбляют и запугивают ребёнка: «пожалуются на тебя в детском саду – выдеру ремнём».
-
игнорирование. Нет эмоционального контакта. Не обращают внимания на ребёнка.
-
Что-то не так ребёнок делает – выбрасываются любимые игрушки.
-
запрет на встречи с одним из родителей после развода.
Последствия психологического насилия для ребёнка:
-
низкая самооценка;
-
эмоциональные проблемы. Не может рассказать о своих чувствах, понять чувства другого;
-
проблемы в построении отношений. Ребёнок не испытывает доверия к людям;
-
в частности, насилия в киберпространстве. Ребёнок уходит в сеть потому, что чувствует себя неуютно дома.
Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребёнок используется взрослым для получения сексуального удовлетворения.
Формы сексуального насилия:
-
демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;
-
ласки и прикосновение к половым органам ребёнка;
-
сексуальные игры и половой акт с ребёнком;
-
демонстрация или просмотр с ребёнком порнографических материалов;
-
вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции;
-
вовлечение ребёнка в занятия проституцией.
Обычно от сексуального насилия страдают дети до 12 лет, чаще всего в возрасте 3-7 лет. Ребёнок не понимает, что с ним происходит, боится рассказать близким. К тому же насилие происходит чаще всего со стороны близких, родственников (инцест). Если родители никогда не говорили с ребёнком, как надо вести себя в подобных ситуациях, дети верят тому, что слышат, тем более, что насильниками могут быть отец, дедушка, дядя. Проблема инцеста носит скрытый характер. Мать отказывается верить ребёнку: «всё – ложь». Мать верит ребёнку, но никому об этом не рассказывает, боится, что посадят отца.
Последствия сексуального насилия:
Ближайшие:
-
хотят заняться сексом;
-
невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
-
взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;
-
мир – это ужасное место, где твои чувства никто не принимает в расчёт.
Отдалённые:
-
посттравматическое стрессовое расстройство (воспоминания, сны);
-
саморазрушающее поведение. Злоупотребление алкоголем, наркотиками. Членовредительство себе, суицид;
-
состояние сверхбдительности или, наоборот, мнимой беспомощности перед возможной опасностью;
-
неспособность налаживать и поддерживать близкие отношения.
ПОМОЩЬ ДЕТЯМ:
Если детям верят и принимают адекватные меры, в большинстве случаев можно предотвратить последствия насилия для психического здоровья.
Как защитить ребёнка от сексуального насилия?
Лучший способ защитить детей – это вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребёнка. Надо объяснять детям, что «нормальные» прикосновения отличаются от «ненормальных». Если взрослые прикасаются к детям, об этом надо сразу же сказать близким людям. Необходимо объяснять, какими приёмами может пользоваться взрослый, чтобы вовлечь ребёнка в сексуальные действия («это будет наш секрет»).
Если ребёнок пострадал от сексуального насилия, надо обязательно обратиться к специалисту, который может помочь и ему, и родителям. Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.
Существует ещё один вид насилия над ребёнком.
Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка – нежелание или неспособность родителей удовлетворять нужды ребёнка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Формы неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка:
-
оставление ребёнка без присмотра;
-
неудовлетворение потребностей ребёнка в питании, одежде, жилье и медицинской помощи;
-
образования (не ходит в школу, присматривает за маленькими детьми).
Последствия неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка:
-
детство из радостного превращается в тягостное существование;
-
недостаток внимания и заботы способен привести к задержке физического и психического развития.
Общие последствия всех видов насилия:
-
нарушение физического развития;
-
нарушение психического и эмоционального развития;
-
снижение самооценки;
-
нарушение интеллектуального развития;
-
проблемы с социализацией.
Четыре заповеди мудрого родителя:
-
пытаться сделать из своего ребёнка самого-самого – неблагодарное занятие;
-
не сравнивайте ребёнка вслух с другими детьми;
-
не шантажируйте ребёнка;
-
никогда не выясняйте отношения с ребёнком при свидетелях.
ВНИМАНИЕ! Хотелось бы напомнить всем родителям о самых простых, но очень необходимых способах выражения родительской любви:
-
называйте ребёнка ласковыми именами;
-
как можно больше ласкайте своего ребёнка;
-
разговаривайте с ребёнком, чтобы его глаза были на уровне ваших глаз.
«Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
За годы работы у педагога накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагога, относят:
1) высокую ответственность за своих подопечных;
2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
3) самоотверженную помощь;
4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
5) наличие ролевых конфликтов;
6) работу с «трудными» детьми.
Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «педагог – коллеги», так и в системе «педагог – ребёнок».
Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы учреждения.
Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.
Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.
Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:
• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией, учащимися и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;
• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;
• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;
• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.
Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.
Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.
Профилактику эмоционального выгорания необходимо проводить в двух направлениях:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие.
• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.
• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.
• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.
• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.
• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.
• Отлаженная система охраны труда сотрудников.
• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.
• Наличие и развитие высокой организационной культуры.
• Профессиональная и административная поддержка.
• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.
Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.
1. Просветительское направление:
- информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;
-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.
2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:
- создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;
- создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;
- участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;
- обобщение педагогического опыта воспитателя;
- возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.
3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)
Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми
(рецепты В. В. Бойко)
• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
3.Откажитесь от пекфекционизма. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните
6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события
прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
13. Не забывайте хвалить себя!
14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).
15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
16. Станьте энтузиастом собственной жизни!
17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
22. Посещайте, выставки, театр, концерты.
Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
24. Музыка – это тоже психотерапия.
25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.
28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Помните: работа - всего лишь часть жизни!
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
- НЕ скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
- НЕ избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
- НЕ позволяйте чувствам стеснения. Неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми.Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Агрессивным считается поведение, «приносящее физический или моральный ущерб другим людям». Психологи выделяют несколько возрастных периодов «естественной» повышенной агрессивности у детей: возраст 3-х лет, 6-7 лет и подростковый возраст. При этом агрессия возникает в двух случаях: 1. исчерпаны все другие возможности для удовлетворения своих потребностей 2. как «выученное поведение», когда агрессивные поступки становятся повтором поведения родителей или других значимых людей (и даже персонажей кинофильмов). Проявления агрессии бывают разными: Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Словесная агрессия – использование бранных слов. Что делать если у ребёнка агрессивное поведение? 1.Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. 2. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку. 3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). 4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов. 5. Обсуждать поведение только после успокоения. 6. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. 7. Учить нести ответственность за свои поступки. 8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома. 9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. 10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны. 11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания. 12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки. 13.Сохранять спокойный эмоциональный тон. 14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем. 15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения. 16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой. 17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.) 18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. 19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо». 20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята. Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми 1. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для такого ребёнка – в центре класса, в центре стола. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью в случаях затруднений. 2 .Занятие должно включать в себя минуты активного отдыха с легкими физическими упражнениями и расслаблением. 3. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока попросите раздать картинки, собрать карандаши… 4. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи на занятиях поощряйте и вознаграждайте. Не скупитесь на устную похвалу, если он справился даже с небольшим заданием. 5. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребёнку предстоит выполнить объёмное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. 6. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребёнка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребёнку. 7. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих заданий, избегая монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. 8. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Пусть он станет экспертом в некоторых областях знаний. 9. Используйте «позитивную модель» коррекции: хвалите ребёнка всегда, когда он этого заслуживает. 10. Необходимо научиться договариваться с ребёнком, а не стараться сломить его. 11. Запомните: прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку… 12. При разговоре с ребёнком опуститесь на уровень его глаз (присядьте), посмотрите ему в глаза, возьмите за руки. Помните! Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями!!! Рекомендации по работе с застенчивыми детьмиЗастенчивым детям свойственны страхи тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте—ипохондрия за своё здоровье и здоровье родных. Появляется навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других в неудобных, стыдливых ситуациях; они испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Они склонны к суицидам. Застенчивые дети очень внушаемы, поэтому: 1. Не ставьте их в позицию неопределённости, неизвестности. 2. Не включайтесь в игру их болезней, давайте им работу, когда они здоровы. 3. Включайте их в общественные посильные дела. 4. Хвалите их за самостоятельность. 5. Стимулируйте их личную ответственность. 6. Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте. Отношения с застенчивым ребёнком должны быть ровные, открытые. Он должен понимать Ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относите к его поступку, а не к личности. Вы должны успокоить ребёнка. 7. Если уровень притязаний ребёнка завышен, то помогите найти адекватный. 8. Будьте осторожны с передачей стрессовой информации . Не допускайте, чтобы ребёнок выбегал из класса—это опасно. Сразу же следуйте за ним. Даже когда он расстроен, не выводите его из класса. Освободите на время его от работы—дайте ему время успокоиться. 9. Позволяйте иногда отвечать ему с места или письменно. Как правило, эти дети из семей с высокой моральной ответственностью. И для этих детей самое страшное—ошибиться или подвести кого-либо. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы. Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми1. При опросе слабоуспевающего школьника давайте примерный план ответа, разрешайте пользоваться планом, составленным дома или записями, сделанными на уроке. 2. Задавайте им наводящие вопросы, помогающие последовательно изложить материал. 3. При опросе создавайте специальную ситуацию успеха, разрешайте дольше готовиться у доски, снижайте темп опроса, стимулируйте подбадриванием и похвалой. 4. Регулярно проверяйте усвоение материала, особенно по тем темам уроков, на которых ученик отсутствовал. 5. В ходе опроса и при анализе его ответа обеспечивайте атмосферу доброжелательности, проявляйте деликатность и чуткость. 6. При изложении нового материала чаще обращайтесь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания ими материала, привлекайте их в качестве помощников при демонстрации опытов, наглядных пособий. 7. Анализируя их самостоятельную работу, отмечайте их успехи и положительные моменты, указывайте на типичные затруднения и пути их преодоления. 8. При организации домашней работы, подбирайте для них задания по осознанию и исправлению ошибок: проводите подробный инструктаж, предлагайте карточки-консультации. Рассчитывайте так объем домашнего задания, чтобы не допускать перегрузки школьника. |