УТВЕРЖДЕНО
Решение Добрушского районного исполнительного комитета
19.09.2022 № 1238
УСТАВ
Государственного учреждения образования
«Крупецкая средняя школа»
СТАТУТ
Дзяржаўнай установы адукацыi
«Крупецкая сярэдняя школа»
агрогородок Крупец,
Добрушского района
Общие сведения
Настоящий Устав является новой редакцией Устава Государственного учреждения образования «Крупецкая средняя школа Добрушского района» (далее Учреждение), зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 490693242 от 27 декабря 2011 года.
В соответствии с решением Добрушского районного исполнительного комитета от 15 августа 2022 года № 1028 Государственное учреждение образования «Крупецкий детский сад-средняя школа» реорганизовано с 1 сентября 2022 года путём изменения вида в Государственное учреждение образования «Крупецкая средняя школа».
I. Наименование Учреждения
полное:
на русском языке – Государственное учреждение образования «Крупецкая средняя школа» (далее – Учреждение);
на белорусском языке – Дзяржаўная ўстанова адукацыi «Крупецкая сярэдняя школа»;
сокращённое:
на русском языке – Крупецкая средняя школа;
на белорусском языке – Крупецкая сярэдняя школа.
II. Место нахождения Учреждения
Республика Беларусь, Гомельская область, 247063, агрогородок Крупец, ул. Советская, 34а.
III. Тип, вид Учреждения
Учреждение является юридическим лицом государственной формы собственности, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием и счета в банках, которые открываются в установленном порядке. Действует на основании Устава, утвержденного его Учредителем.
Учреждение является учреждением общего среднего образования, которое реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования.
Учреждение также реализовывает образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодёжи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, может создавать условия для организации учебно-тренировочного процесса в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.
IV. Предмет, цели и задачи деятельности Учреждения
Предметом деятельности Учреждения является:
обеспечение эффективного функционирования Учреждения;
получение обучающимися дошкольного (уровень основного образования) и общего среднего образования.
Целью деятельности Учреждения является:
реализация государственных образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования (начального, базового, среднего); формирование разносторонне развитой, нравственно-зрелой, творческой личности обучающихся.
Основными задачами Учреждения являются:
Организация образовательного процесса по реализации образовательных программ дошкольного и общего среднего образования, программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, программы воспитания и защиты законных прав и интересов детей, находящихся в социально-опасном положении, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
обеспечение изучения учащимися отдельных учебных предметов на повышенном уровне посредством допрофильного и профильного образования;
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
подготовка к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;
формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;
формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
формирование культуры семейных отношений;
создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности обучающихся.
Для достижения уставных целей Учреждение осуществляет следующие виды экономической деятельности:
60211 перевозки автобусами;
70200 сдача внаем собственного недвижимого имущества;
72 деятельность, связанная с вычислительной техникой,
в том числе:
72300 обработка данных, услуги по продаже компьютерного
времени;
72600 прочая деятельность;
80101 дошкольное образование;
80102 общее начальное образование (первая ступень общего
среднего образования);
80210 общее среднее образование;
91330 деятельность общественных организаций, не включённых
в другие группировки;
92311 театральная деятельность;
92312 концертная деятельность;
92313 деятельность в области художественного творчества;
92342 деятельность танцевальных залов, площадок, дискотек,
школ танцев;
92512 деятельность библиотек;
92610 деятельность спортивных объектов;
92620 прочая деятельность в области спорта;
92720 прочая деятельность по организации отдыха
и развлечений, не включенных в другие группировки;
93040 физкультурно-оздоровительная деятельность;
01112 выращивание картофеля;
01119 выращивание овощей;
01121 выращивание прочих культур.
Права и обязанности Учреждения
1. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, научно-технической деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством.
2. Учреждение в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь имеет право:
2.1. осуществлять образовательную деятельность;
2.2. формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
2.3. передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;
2.4. осуществлять приносящую доходы деятельность;
2.5. участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
2.6. осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;
2.7. входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
2.8. осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.
3. Учреждение обязано обеспечивать:
3.1. качество образования;
3.2. разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
3.3. подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
3.4. соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
3.5. создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
3.6. разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка работников учреждения;
3.7. моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения;
3.8. меры социальной защиты обучающихся;
3.9. создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи, проживания (при необходимости) обучающихся;
3.10. участие в формировании контрольных цифр приема;
3.11. организацию распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников и контроль за их трудоустройством;
3.12. ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в Учреждение со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию — и с учебно-программной документацией;
3.13. патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в этом Учреждении в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь;
3.14. содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования;
4. Иные обязанности Учреждения устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, Уставом Учреждения.
V. Сведения об Учредителе
Учредителем Учреждения является Добрушский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель), Добрушский районный Совет депутатов.
Органом государственного управления Учреждением является отдел образования Добрушского районного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган).
VI. Язык обучения и воспитания, перечень реализуемых образовательных программ, программ воспитания, формы получения образования, профили образования
Язык обучения и воспитания определяется Учредителем учреждения образования с учетом пожеланий обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся при наличии такой возможности.
Обучение в Учреждении осуществляется на русском языке.
Изучение белорусского, русского и одного иностранного языка в Учреждении является обязательным, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития. Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования.
Обязательный для изучения иностранный язык определяется Учредителем образования с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования. Этим языком является английский.
От изучения белорусского или русского языка могут быть освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования.
В Учреждении реализуются:
образовательные программы основного образования, реализация которых позволяет получить дошкольное и общее среднее образование; образовательная программа специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования, реализация которой позволяет получить специальное образование;
образовательная программа дополнительного образования, реализация которой позволяет получить дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование одаренных детей и молодежи;
программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025гг.;
программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;
программа воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной церковью на 2020-2025гг.;
программа воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе.
Форма получения образования:
Образование в Учреждении осуществляется в очной форме (обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях и аттестации, организуемых Учреждением).
Дневная форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося.
Вечерняя форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося.
Дистанционная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающее преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Профили образования
На III ступени общего среднего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования в Учреждении осуществляется профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных предметов на повышенном уровне.
Порядок и особенности функционирования в Учреждении профильных классов на III ступени общего среднего образования регулируется законодательством и правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.
VII. Источники и порядок формирования имущества Учреждения образования. Финансирование
Обновление и развитие материально-технической базы Учреждения обеспечивает Учредитель.
Материально-техническую базу Учреждения составляют земля, здания, сооружения, оборудование, а также иное имущество, используемое для обучения, воспитания, оздоровления обучающихся и для решения других задач в сфере образования.
В Учреждении имеются:
помещения, кабинеты, лаборатории, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса;
помещения для занятий физической культурой и спортом;
помещение медицинского назначения;
иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
К средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая учебно-лабораторное, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, в том числе музыкальные, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательного процесса.
Имущество Учреждения, переданное ему на праве оперативного управления, относится к коммунальной собственности Добрушского района.
Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества право владения, пользования и распоряжения им. Собственник представляет Учреждению необходимые ему постройки, помещения, инженерные коммуникации, земельные наделы и обеспечивает его финансирование. Органы государственной власти в установленном порядке обеспечивают своевременный капитальный и текущий ремонт помещений дошкольных групп, помещений и построек, выделяют Учреждению необходимое оборудование и инвентарь.
Помещения Учреждения оборудуются и эксплуатируются в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Имущество Учреждения составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в балансе ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Добрушского района».
Учреждение не вправе без согласия Учредителя и Добрушского районного Совета депутатов отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местного бюджета, средств Учредителя, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных актами законодательства.
Финансирование Учреждения осуществляется с учетом государственной программы развития системы образования, иных государственных программ, региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ, государственных минимальных социальных стандартов в области образования, нормативов расходов на одного обучающегося.
Учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с актами законодательства.
Осуществление Учреждением приносящей доходы деятельности не влечет снижения его финансирования за счет средств республиканского и (или) местного бюджета.
Оказание платных образовательных услуг в сфере образования не может заменяться полностью или частично в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местного бюджета, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местного бюджета.
Средства, полученные Учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с актами законодательства и его Уставом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Стоимость платных образовательных услуг определяется в соответствии с законодательством с учетом экономически обоснованных затрат.
Финансово-хозяйственная деятельность Учреждения строится в соответствии с основными положениями хозяйственного механизма Республики Беларусь. Оплата труда работников и их материальное стимулирование осуществляется в пределах единого фонда оплаты труда.
Учреждению предоставляются права в распределении единого фонда оплаты труда в соответствии с трудовым вкладом каждого работника.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Собственник.
Учредитель не отвечает по обязательствам Учреждения, а Учреждение не отвечает по обязательствам Учредителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом.
Учреждение не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками, кредиторами юридических лиц и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.
Бухгалтерский, статистический учёт и отчётность осуществляет ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Добрушского района» на договорной основе.
Директор Учреждения ежегодно составляет смету расходов, которая утверждается ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Добрушского района».
VIII. Порядок управления Учреждением образования, структура и порядок формирования органов управления и самоуправления
Управление Учреждением образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства, уставом учреждения образования и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
Непосредственное руководство Учреждением осуществляет его руководитель (директор), который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем учреждения общего среднего образования либо уполномоченным им органом. Директор имеет заместителя по учебной, воспитательной работе (в соответствии с типовыми штатами, утвержденными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь).
Заместитель директора по учебной, воспитательной работе назначается на работу из числа лучших педагогических работников и увольняется директором по согласованию с Уполномоченным органом.
Директор Учреждения в деятельности по управлению Учреждением взаимодействует с органами самоуправления Учреждения.
Основным органом самоуправления Учреждения образования является педагогический совет, возглавляемый руководителем (директором) Учреждения.
В Учреждении могут создаваться совет, методический совет, попечительский совет, родительский комитет, ученический совет.
Органы самоуправления Учреждения образования создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства, данным Уставом.
В Учреждении не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
Учреждение в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеурочное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются актами законодательства Республики Беларусь.
Полномочия руководителя (директора) Учреждения
Руководитель (директор) Учреждения образования:
действует от имени Учреждения без доверенности и несет ответственность за результаты ее деятельности;
издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения;
приобретает, арендует, заказывает оборудование и иные материальные ресурсы у юридических лиц по безналичному расчету; выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;
осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции;
распределяет и несет ответственность за установление нагрузки педагогическим работникам;
отменяет решения педагогического совета Учреждения образования в случаях, когда они противоречат данному Уставу и Положению об учреждении общего среднего образования.
Оплата труда руководителя (директора) Учреждения, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
Должностные обязанности директора Учреждения утверждает Учредитель.
IX. Порядок формирования структуры и штатного расписания Учреждения образования
Учреждение образования имеет в своей структуре структурные подразделения: дошкольные группы, библиотека, учебно-опытный участок, теплица, лаборатории.
Трудовые отношения работников в Учреждении регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка работников.
Работники Учреждения имеют право на участие в управлении Учреждением, на защиту профессиональной и личной чести и достоинства.
Штатное расписание Учреждения утверждается руководителем (директором) по согласованию с Уполномоченным органом, на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
Прием на работу в Учреждение работников осуществляет руководитель (директор).
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое профессиональное образование или специальное образование с предоставлением соответствующих подтверждающих документов.
Аттестация педагогических работников Учреждения осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются соответствующими квалификационными характеристиками.
Оплата труда работников Учреждения осуществляется в соответствии с действующими актами законодательства, действующим в Учреждении образования Коллективным договором.
X. Полномочия Учредителя Учреждения:
создает, реорганизует и ликвидирует Учреждение;
утверждает Устав Учреждения и изменения и (или) дополнения, вносимые в него;
обеспечивает создание условий для реализации права граждан на получение бесплатного дошкольного и общего среднего образования;
организует повышение квалификации и переподготовку специалистов;
разрабатывает прогнозы потребности в кадрах;
доводит количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;
определяет предмет и цели деятельности Учреждения;
назначает и освобождает руководителя (директора) Учреждения, заключает, изменяет и прекращает с ним трудовой договор, контракт;
осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества;
осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь и Уставом Учредителя.
XI. Порядок организации образовательного процесса в Учреждении
- Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа. Время пребывания воспитанников в Учреждении определяется Учредителем в соответствии с запросами законных представителей и составляет 10,5 часа. Образовательный процесс осуществляется в разновозрастных группах с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года. Наполняемость групп – 12 воспитанников. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. При реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, во время которых занятия с воспитанниками не проводятся. Проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности. Общая продолжительность каникул составляет 112 календарных дней: летние – 92 календарных дня, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.
- Образовательный процесс при реализации образовательной программы общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI классов с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
2. Для учащихся устанавливаются каникулы.
Общая продолжительность каникул в период проведения учебных занятий должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов — не менее 37 календарных дней. Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших обучение и воспитание в IX классе на II ступени общего среднего образования, продолжительность летних каникул должна быть не менее 10 календарных недель.
Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяется Министерством образования.
3. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуется в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день для проведения мероприятий по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.
Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Учебные занятия при реализации учебной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут проводится факультативные занятия в V-XI классах и реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI классов.
Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе, выполняющими функции классного руководителя.
4. Организация образовательного процесса в Учреждении при реализации образовательных программ общего среднего образования основана на дифференциации их содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающей изучение отдельных предметов образовательной программы общего среднего образования на базовом уровне, повышенном уровне, в том числе в рамках профильного обучения.
Базовый уровень изучения учебного предмета — изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по данному учебному предмету.
Повышенный уровень изучения учебного предмета - изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением и расширением его содержания.
Профильное обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся на III ступени общего среднего образования на основе индивидуализации при изучении учебных предметов, в том числе учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне, учебных предметов с профессиональной ориентацией содержания, проведении факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, аграрной).
5. Учащиеся, с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного учебным планом Учреждения.
6. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, практические занятия, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.
Факультативные занятия — занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной, спортивной и иной направленности.
Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.
Поддерживающие занятия — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования.
Общественно полезный труд — занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.
Практические занятия – занятия, направленные на овладение определенными видами профессиональной деятельности;
Учебно-полевые сборы – учебные занятия, направленные на формирование умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.
7. Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», как правило, проводятся раздельно для мальчиков (юношей) и девочек (девушек), наполняемость которых определяется Положением об учреждении общего среднего образования .
8. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, вечерних классах, или индивидуально.
Классы интегрированного обучения и воспитания — классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и образовательные программы специального образования.
Вечерние классы — классы, создаваемые на III ступени общего среднего образования, образовательный процесс в которых организуется по типовому учебному плану вечерней школы.
10. Решение о наполняемости классов принимается Учредителем с учетом потребностей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые проживают на территории, закрепленной за Учреждением, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся.
11. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
11.1. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
11.2. не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
11.3. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
12. Открытие класса в учреждении образования, реализующем образовательные программы общего среднего образования, может осуществляться при наличии одного учащегося.
13. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
14. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя (директора) Учреждения в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
15. В Учреждении для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I — IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Воспитательный процесс организуется на основе:
государственной политики по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, и детей, нуждающихся в оздоровлении;
государственной политики по поддержке детей, находящихся в социально - опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств воспитания;
культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;
современных воспитательных и информационных технологий;
приоритета семейных форм дальнейшего жизнеустройства детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
создания приближенных к семейным условий содержания воспитанников.
Основными требованиями к организации воспитательного процесса являются:
обеспечение реализации программ воспитания;
реализация системности и единства педагогических требований;
соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам;
реализация личностно-ориентированного подхода;
создание условий для развития творческих способностей воспитанников, вовлечения их в разные виды социально значимой деятельности;
профилактика противоправного поведения воспитанников;
педагогическая поддержка детских, молодежных и иных общественных объединений;
охрана жизни и здоровья воспитанников;
соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Воспитательный процесс осуществляется непрерывно в течение календарного года. Формами организации воспитательного процесса являются беседа, воспитательное мероприятие, информационный час, общее собрание.
Общие требования к приёму лиц для получения общего среднего образования
1. Преимущественное право при приеме в Учреждение имеют лица, проживающие на территории, за которой закреплено Учреждение. В приеме может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. Сроки и порядок приема на свободные места лиц, которые не проживают на территории, за которой закреплено Учреждение, определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
2. Прием лиц, для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего при наличии решения педагогического совета допускается прием в 1 класс лица, которому 6 лет исполняется в текущем календарном году.
3. Прием лиц для зачисления в 1 класс Учреждения осуществляется в период с 16 июня по 28 августа года приема. Решение о зачислении лиц в Учреждение для обучения в 1 классе оформляется приказом руководителя (директора) не позднее 31 августа года приема и доводиться до законного представителя.
4. В 1 класс Учреждения принимаются в первую очередь лица, проживающие на территории микрорайонов, закрепленных за Учреждением решением Учредителя. Лица, не проживающие на территории микрорайонов, закрепленных за Учреждением, могут быть зачислены в Учреждение при наличии в нем свободных ученических мест. Зачисление на свободные ученические места в Учреждение осуществляется в порядке очередности подачи заявлений законными представителями лиц.
5. Прием лиц в Учреждение для обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в X классе осуществляется на основании заявления на имя директора Учреждения и предъявления следующих документов:
свидетельства об общем базовом образовании;
справки об обучении – при приеме в IX класс лиц, отчисленных из учреждений профессионально-технического образования, учреждений среднего специального образования;
медицинской справки о состоянии здоровья.
Решение о зачислении лиц в Учреждение для обучения и воспитания на III ступени в X классе оформляется приказом директора Учреждения не позднее 31 августа года, а лиц, отчисленных из учреждений профессионально-технического образования, учреждений среднего специального образования, не позднее 3 дней со дня подачи заявления и доводится до лиц (их законных представителей).
6. Прием лица в порядке перевода по инициативе его законного представителя из одного Учреждения в другое для продолжения обучения и воспитания на I и II ступенях общего среднего образования в соответствующем классе осуществляется на основании заявления законного представителя лица и предъявления личной карточки учащегося и медицинской справки о состоянии здоровья при условии согласия директора Учреждения, в которое переводится лицо.
7. Прием лица в порядке перевода по инициативе его законного представителя из одного учреждения в другое для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в ХІ классе осуществляется на основании заявления законного представителя лица и предъявления личной карточки учащегося и медицинской справки о состоянии здоровья при условии согласия директора Учреждения, в которое переводится лицо.
8. Учреждение не имеет права препятствовать переводу лица по инициативе его законного представителя в другое учреждение общего среднего образования, реализующее соответствующую образовательную программу общего среднего образования, и получившего согласие этого учреждения общего среднего образования.
9. Решение о зачислении учащегося в Учреждение в порядке перевода для продолжения обучения на ступенях общего среднего образования в соответствующем классе оформляется приказом директора Учреждения не позднее 3 дней со дня подачи заявления и доводится до его законного представителя.
10. Перевод лиц в другие учреждения общего среднего образования в случае реорганизации, ликвидации Учреждения, обеспечивается Учредителем с согласия законных представителей лиц и по согласованию с учреждениями общего среднего образования, в которые переводятся лица для продолжения обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования в соответствующих классах.
11. Учащиеся отчисляются из Учреждения:
11.1. при получении общего базового образования, общего среднего образования;
11.2. досрочно.
12. Учащиеся отчисляются досрочно по инициативе законного представителя несовершеннолетнего учащегося (учащегося):
12.1. в случае перевода в другое учреждение общего среднего образования для получения общего среднего образования;
12.2 в случае поступления в учреждение профессионально-технического образования либо в учреждение среднего специального образования после завершения обучения в Х классе на III ступени общего среднего образования;
12.3. по собственному желанию.
13. Учащиеся отчисляются досрочно по инициативе Учреждения в случае:
13.1. неуспеваемости по трем и более учебным предметам, за исключением учащихся, осваивающих содержание образовательной программы начального образования, образовательной программы базового образования;
13.2. непрохождения итоговой аттестации без уважительных причин по завершению образования и воспитания на ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования;
13.3. длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях на протяжении учебного года;
13.4. систематического (повторного на протяжении учебного года) невыполнения или несоответствующего выполнения обязанностей учащимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.
14. Учащиеся отчисляются досрочно по обстоятельствам, независимым от их воли и Учреждения, в случае:
14.1. ликвидации Учреждения;
14.2. реорганизации Учреждения при отсутствии согласия законного представителя учащегося (учащегося) на продолжение получения общего среднего образования в Учреждении;
14.3. вступления в законную силу приговора суда, которым учащийся осужден к наказанию, исключающему продолжение получения общего среднего образования;
14.4. смерти учащегося.
15. Отчисление по инициативе Учреждения учащегося, осваивающего содержание образовательной программы среднего образования, допускается только с уведомления комиссии по делам несовершеннолетних Учредителя, а несовершеннолетнего учащегося, осваивающего содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования и не усвоил содержание образовательной программы базового образования, - только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних Учредителя.
Получение общего среднего образования на дому
1. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.
Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
2. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется Учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.
3. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.
4. Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
XIII. Сведения о создании, реорганизациях с указанием данных о правопреемстве, переименованиях Учреждения со ссылками на соответствующие решения Учредителя и регистрирующего органа;
1874г. – народное училище
1908г. – двухклассная школа.
1927г. – начальная школа.
1939г. – Крупецкая школа.
2008г. – средняя общеобразовательная школа.
2011г. – детский сад - средняя школа
2022г. – средняя школа
XIV. Порядок реорганизации и ликвидации учреждения образования
1. Решение о ликвидации Учреждения принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.
2. Решения о реорганизации и ликвидации Учреждения принимаются ее Учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.
3. В случае прекращения деятельности Учреждения Учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
4. Прекращение деятельности Учреждения осуществляется путем его реорганизации или ликвидации.
5. При реорганизации и ликвидации Учреждения увольняемым работникам Учреждения гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с действующем законодательством Республики Беларусь.
6. Учреждение считается ликвидированным с момента внесения записи о его ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
XV. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Устав:
Изменения и дополнения в Устав после его утверждения Учредителем вносятся в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.
XVI. Иные сведения.
Права и обязанности участников образовательного процесса
1.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;
Одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;
Восстановление для продолжения обучения образования в учреждении в случаях и порядке, установленных ст.69 Кодекса об образовании;
1.2. перевод в другое учреждение образования;
Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
1.3. обучение по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе;
1.4. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
1.6. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
1.7. бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
1.8. пользование учебниками и учебными пособиями;
1.9. каникулы;
1.10. получение платных услуг в сфере образования;
1.11. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, физкультурно – спортивными сооружениями, научной базой учреждения образования;
1.12. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения;
1.13. поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, научно – технической, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно – оздоровительных, спортивно – массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;
1.14. участие в управлении Учреждением;
1.15 участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;
1.16. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми , содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
1.17. участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
1.18. обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.
2. Иные права обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
3. Обучающиеся обязаны:
3.1. выполнять требования учредительных документов, соблюдать правила внутреннего распорядка для обучающихся;
Добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
Заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному , духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
Уважать честь и достоинство других участников образовательноготпроцесса;
бережно относиться к имуществу Учреждения;
соблюдать деловой стиль одежды;
не допускать действий, препятствующих другим участникамобразовательного процессаисполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования.
4.Учащимся Учреждения запрещается:
4.1. приносить в Учреждение и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы: огнестрельное оружие любого вида, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), применение или угроза их применения;
4.2. приносить алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных средств курения, систем для потребления табака, употреблять их или находиться под их воздействием в Учреждении и на проводимых Учреждением мероприятиях;
4.3. приносить спички, зажигалки, легковоспламеняющиеся вещества, аэрозольные баллончики с веществами раздражающего действия;
4.4. приносить холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи);
4.5. приносить химические и ядовитые вещества;
4.6. приносить наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;
4.7.приносить принадлежности для азартных игр, играть на занятиях и перерывах в азартные игры;
4.8. развязывать и провоцировать драки в Учреждении, во дворе Учреждения и участвовать в них;
4.9. опаздывать или не являться без уважительной причины на учебные занятия;
4.10. оскорблять участников образовательного процесса;
4.11. заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб имуществу Учреждения, собственности учащихся и воспитанников;
4.12. игнорировать замечания, сделанные учителем, другим работником или непосредственно представителем администрации Учреждения, проявляя при этом грубость и неуважительность.
За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность ( с 14 лет, для обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития с 17 лет ), которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания ( замечание, выговор, досрочное прекращение образовательных отношений – отчисление ( по основаниям Кодекса Республики Беларусь об образовании)).
К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, применяются меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры, не противоречащие законодательству).
5.Учащимся также запрещается:
5.1. носить в Учреждение шорты, юбки, платья, если они не соответствуют определенной длине;
5.2. носить в здании Учреждения головные уборы (мальчикам), сережки (мальчикам), темные очки и т.п.;
5.3. носить в Учреждение платья с большим декольте, а также одежду из просвечивающихся тканей;
5.4. носить одежду с вызывающими и сомнительного содержания рисунками на ней.
XVII. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся
1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
1.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
1.2. участие в управлении Учреждением;
1.3. защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.;
1.4. получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;
1.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
2. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.
XVIII. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся
1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
1.3. обеспечивать выполнение обучающимися, законными представителями которых они являются, требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
2. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
XIX. Права педагогических работников
1. Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:
1.1. защиту профессиональной чести и достоинства;
1.2. обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
1.3. творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
1.4. доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
1.5. участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
1.6. участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения;
1.7. участие в управлении Учреждением;
1.8. повышение квалификации;
1.9. моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, экспериментальной, инновационной деятельности Учреждения;
1.10. объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
1.11. ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.
2. Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами, контрактами о прохождении военной службы.
XX. Обязанности педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1.1. осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
1.2. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
1.3. уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;
1.4. повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
1.5. вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;
1.6.обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
1.7. проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические ( в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
2. Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.
XXI. Иные работники Учреждения.
1. К иным работникам Учреждения относятся работники, не являющиеся педагогическими.
2. Права и обязанности иных работников Учреждения устанавливаются актами законодательства, Уставом и иными локальными правовыми актами Учреждения, заключёнными с ними трудовыми договорами.