2. Модуль.
Порядок проведения медиации.
- ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИАЦИИ (Классическая медиация).
- Вступительное слово медиатора.
- Презентация сторон.
- Дискуссия.
- Кокус.
- Формирование повестки дня.
- Выработка предложений.
- Подготовка соглашения.
- Выход из медиации.
Восстановительная медиация – заглаживание вреда обидчиком и определения обидчиком и «жертвой» своего поведения и действий в будущем это основное отличие от классической медиации.
Перед началом медиации всегда происходит сначала встреча с «жертвой» и обидчиком.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
На встрече с одной стороной
- Создание условий для диалога со стороной
- Начало диалога. Установление контакта
- Понимание личностного осмысления ситуации
- Поиск вариантов выхода
- Подготовка к встрече сторон
На встрече с двумя сторонами
- Создание условий для диалога между сторонами
- Организация диалога между сторонами
- Поддержка восстановительных действий
- Обсуждение будущего
- Заключение соглашения
- ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ЭТАПА.
1-ый этап медиации – вступительное слово медиатора.
Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам:
- что такое процесс медиации,
Примерные вопросы:
- Известно ли Вам что-нибудь о медиации?
- Располагаете ли вы временем необходимым для проведения медиации, примерно 1,5-2 часа?
- Понятно ли сторонам что такое медиация, на каких принципах она построена?
- Понятно ли вам какую роль играет медиатор в медиации?
- Добровольно ли стороны пришли в процесс медиации?
- Надо ли еще кого-то пригласить, кто может помочь разобраться в возникшей проблеме?
- Согласны ли стороны с правилами проведения медиации и поддержания уважения и вежливости друг к другу?
- Готовы ли стороны обсуждать варианты выхода из сложившейся ситуации?
2-ой этап медиации – презентация сторон.
На этом этапе медиации медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. Начать рассказ о своем видении ситуации предлагается, как правило, той стороне, которая обратилась с просьбой о проведении медиации, а в школьной медиации с потерпевшей стороны. ,
Примерный перечень вопросов в презентации сторон:
- Уважаемые стороны(обращаться по имени), кто из вас начнет первым рассказывать свое видение сложившейся ситуации?
- Кто является инициатором обращения к медиатору? С того и начнем.
- Выслушаем сначала сторону которая потерпевшая.
- Раз вы самостоятельно не можете разрешить кому начинать, давайте потянем жребий.
- Спасибо за ваш рассказ, я сейчас попробую вкратце пересказать сказанное вами, если что то пропущу или скажу не правильно, вы меня поправьте, хорошо? И так, из сказанного вами……. Эхо-повтор
- Правильно ли я вас поняла, вы ………Эхо-повтор
- Я ничего не упустила, вы………Эхо-повтор
- Давайте послушаем вторую сторону (по имени!)
- Желаете ли вы что-либо добавить к сказанному?
3-ий этап медиации – дискуссия.
По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного, высказать свои замечания. Вполне возможно, что стороны начнут вести весьма эмоциональный диалог. В этом случае медиатору стоит дать им высказаться, «сбросить» накопившиеся эмоции, т.е. применить технику «вентилирование эмоций», но не выпустить ситуацию из-под своего контроля.
,
Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:
- Спасибо стороны (по имени!), что были откровенны, смогли рассказать свою ситуацию, да, сложность есть, но сегодня вы здесь, для того что бы эту ситуацию разрешить, это так?
- Что вы ждете от сегодняшних переговоров?
- Как бы вы хотели, что бы ситуация разрешилась?
- Что бы вы хотели узнать друг у друга?
- Может у кого-то есть какие-либо предложения по выходу из проблемы?
- Давайте разберем, что конкретно вас волнует, почему именно так вы хотите поступить?
- А у вас есть, что сказать?
- Давайте эмоциональное состояние отпустим и перейдем к индивидуальной беседе.
4-ый этап медиации – кокус.
Т.е. беседа медиатора с каждой из сторон индивидуально. ,
Примерный перечень вопросов в кокусах:
- Сейчас мы остались одни и вы можете более открыто рассказать, что же вас волнует, чего вы опасаетесь в данной ситуации. Сказанное вами сейчас, без вашего разрешения не будет мною передано второй стороне (по имени!).
- Что вы чувствуете в сложившейся ситуации?
- Каких конкретных действий вы ждете от стороны (по имени!)?
- Почему вы настаиваете именно так сделать?
- Что для вас важно? Почему?
- Что для вас неприемлемо? Почему?
- На какие уступки вы можете пойти?
- Что вы думаете надо сделать, что бы сторона согласилась на ваши предложения?
- Поставьте себя на место стороны (по имени!), как бы вы поступили?
- Важны ли для вас сохранения отношений со стороной (по имени!)?
- Желаете ли вы общаться со стороной (по имени!) в будущем?
- Что из сказанного вами, я могу донести до второй стороны (по имени!)?
- Желаете ли вы сами сказать свои предложения второй стороне (по имени!), или это сделать мне?
5-ый этап медиации – формирование повестки дня.
На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. ,
Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:
- Уважаемые стороны, я вас внимательно выслушала, вижу, как вас волнует данная ситуация, давайте определим, какие важные вопросы мы будем далее обсуждать, т.е. определим повестку дня.
- И так, на данный момент, главным вопросом является - …, какие еще вопросы вас волнуют?
- Чтобы было нам легче работать, давайте четко определим, какие вопросы мы будем сейчас рассматривать.
- Я правильно вас поняла, вас волнует вопрос о - ….., хотите еще что-то добавить?
- Спасибо, что определились с вопросами, теперь мы можем приступать к выявлению предложений по выходу из вашей сложной ситуации.
6-ой этап медиации – выработка предложений.
Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в повестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процессе медиации. ,
Примерный перечень вопросов в выработке предложений:
- Я правильно услышала (по имени!), вы предлагаете второй стороне (по имени!) - ….. (записать на бумаге предложение). Как вторая сторона к этому относится, почему? Какие есть предложения взамен этому?
- Не думали ли вы, что в данной ситуации можно было бы поступить другим образом (привести пример).
- В аналогичной ситуации, мои знакомые поступили так - … (привести пример).
- Какие есть трудности, что бы сейчас изменить ситуацию?
В случае агрессии сторон:
- Уважаемые стороны (по имени!), у вас осталось желание урегулировать спор?
- Вы не думали, какие могут быть последствия, если вы сейчас не договоритесь?
- Хочу напомнить вам, что вы давали обещание быть корректными и взаимно-вежливыми!
- Ваш крик не поможет решить вопрос.
- Никак не пойму, о чем вы??? (блокировка).
-Уважаемые стороны (по имени!)! Вы хозяева конфликта, я хозяин медиации. Давайте следовать правилам, которым вы дали согласие придерживаться.
- Вы занимаете жесткую позицию соперничества, поймите, у каждого искаженный взгляд на конфликт и каждый считает себя правым.
- Попробуйте успокоить ваши обиды и эмоции.
- В конце концов! Конфликт не может превращаться в смысл жизни!
7-ой этап медиации – подготовка соглашения.
Теперь необходимо проверить каждое из них, протестировать на реальность.
Примерный перечень вопросов при подготовке соглашения:
- Устраивает ли стороны (по имени!) принятая договоренность по вопросу ?
- Каким образом вы будете выполнять данную договоренность?
- В какие сроки договоренность должна быть исполнена?
- Есть ли у вас возможность исполнить договоренность в установленные сроки?
8-ой этап медиации – выход из медиации.
Задача этого этапа – получение медиатором обратной связи о результатах работы. ,
Примерный перечень вопросов в этапе выхода из медиации:
- Скажите пожалуйста уважаемые стороны (по имени!), устраивает ли вы достигнутое соглашение?
- Как вы думаете, была ли полезна для вас медиация?
- Каковы ваши ощущения после того как ваша проблема разрешена согласно вашим желаниям и с учетом ваших интересов?
- Правила бесконфликтного общения
- Обращайтесь к собеседнику по тому имени, как он вам сообщил
- Поддерживайте зрительный контакт, иначе собеседник может почувствовать себя отвергнутым.
- Общайтесь с реальным человеком, а не со своим представлением о нем, не делайте из него заранее своего врага.
- Придерживайтесь позиции «на равных», не подавляя другого и не проявляя слабость.
- Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг Вас есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Вы изолированы, как в защитном коконе.
- Потребуйте спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Отметайте эмоции вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?».
- Не используйте конфликтогены – слова, действия, порождающее или способные привести к конфликту: незаслуженные и унизительные упреки, оскорбительные высказывания, др.
- Не давайте отрицательных оценок, а говорите я-высказываниями о своих впечатления. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».
- Отражайте как эхо смысл высказываний и претензий партнера. Кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?». Спрашивайте, уточняйте, просите предоставить как можно больше деталей. Эта тактика устраняет недоразумения, демонстрирует внимание к человеку.
- Делайте паузы. Часто бывает, что вопрос задан, а ответ на него требует времени на размышление. Предоставьте его собеседнику.
- Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только зрелые личности.
- Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Не от «противника» требуйте: «Замолчи!.. Прекрати!», а от себя! Добиться этого легче всего.
- Предложите оппоненту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.
- Старайтесь поддерживать беседу в деловом формате ответственных за свои слова и поступки людей
- . Личность медиатора. Профессиональная этика медиатора.
Для того, чтобы действовать в качестве медиатора, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.
Как может помочь медиатор, проводя школьную медиацию, подросткам – обидчику и потерпевшему в защите их прав?
Обидчику (подростку, совершившему проступок):
- осознать причины своего поступка и его последствия;
- принести извинения;
- загладить причинённый вред;
- вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.
Потерпевшему:
- избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;
- убедить в том, что справедливость существует.
Итак, исходя из этого, задачи медиатора можно сформулировать следующим образом:
1. Снизить административные, карательные воздействия взрослых.
2. Организовать участникам конфликта диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия.
3. Помочь подросткам путём переговоров избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний.
4. Помочь самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем.
Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие основные принципы медиации:
- добровольности;
- добросовестности, равноправия и сотрудничества сторон;
- беспристрастности и независимости медиатора;
- конфиденциальности.
Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие требования:
- способствовать созданию в ходе переговоров атмосферы доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, взаимного уважения;
- воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт медиации и его основные принципы;
- проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных участников медиации;
- внимательно и активно слушать стороны, анализировать и обобщать информацию, управлять переговорным процессом, мотивировать стороны на поиск взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;
- не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой, эмоциональным состоянием) свое отношение к сторонам;
- проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;
- при исполнении обязанностей соблюдать деловую манеру в общении, деловой стиль одежды.
В профессиональной деятельности медиатор обязан строго придерживаться следующих международных стандартов поведения:
а) порядочность — медиатор должен соблюдать порядочность по отношению к себе, к участникам процесса.
б) концентрация — медиатор должен быть способным сосредоточиться на проблеме, поступке, обстоятельствах, с которыми сталкивается на данный момент.
в) быстрота и доступность — медиатор должен владеть умением ставить необходимые вопросы в подходящий момент для того, чтобы участники процесса смогли понять мотивы своего поведения.
г) снисходительность — медиатор должен выслушать и принять мнения сторон даже тогда, когда не согласен с ними.
д) доверие — медиатор является личностью, которая верит в способность сторон, что они могут что-то изменить.
е) уважение — медиатор должен уважать стороны и обеспечивать учтивые отношения между сторонами.
ж) терпимость — стороны не принуждаются к заключению соглашения о примирении в процессе урегулирования спора. Во время размышления сторон медиатор не вправе их торопить. Разрешение конфликта необходимо оставлять на рассмотрение сторон, тогда примирение будет более успешным и прочным.
з) симпатия — медиатор должен создавать благоприятный климат для благосклонности, понимания, проявления сочувствия в отношении сторон, ловкости и понимания эмоционального и социального положения.
и) способность хранить конфиденциальность известной информации.
к) коммуникабельность — умение создавать благоприятные условия для участников процесса.
Медиатор обучен:
- оценивать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон;
- быть беспристрастным организатором, задавая тон переговоров и помогая сторонам достигать процедурных и содержательных соглашений;
- быть активным слушателем, отделяя содержательные моменты конфликта от эмоций сторон и давая сторонам конструктивную обратную связь;
- быть испытателем реалистичности и осуществимости высказываемых сторонами идей по разрешению спора, помогая им выстроить разумные и реалистичные предложения, чтобы принимаемые сторонами конечные соглашения были надежными и долгосрочными
- быть генератором альтернативных предложений для разрешения спора, помогая сторонам выйти за стереотипы привычных и часто ограниченных взглядов на их проблему;
- быть расширителем ресурсов сторон, направляя их к тем, кто может дать им необходимую фактическую и другую информацию, оказать юридическую или экономическую консультацию;
- быть учителем в достижении сотрудничества на переговорах, обучая стороны думать, действовать и вести переговоры на принципах сотрудничества и помогая им искать решения, которые бы отвечали как их собственным интересам, так и интересам другой стороны;
- содействовать сторонам в доведении соглашений до завершенности, заботясь о том, чтобы у каждой стороны сохранилось полное понимание и ответственность по отношению к заключенному соглашению.
Процесс медиации считается эффективным, когда стороны удовлетворены мировым соглашением, процессом его достижения и путем ведения переговоров.