Введение в медиацию. Особенности школьной медиации. Школьная медиация и другие методы разрешения споров. Определение необходимого способа реагирования на конфликты в школе. Основополагающие принципы школьной медиации. Значение каждого принципа медиации.
Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.
1.1 Школьная медиация и другие методы разрешения споров – традиционные и альтернативные:
Традиционные методы разрешения споров:
- Разрешение спора с позиции силы - суть подхода с позиции силы
состоит в том, что одна (или несколько) сторон подавляется за счет перевеса другой стороны в силе:
Возможные способы реагирования школы (не только взрослых) на конфликты и криминальные ситуации:
- административно-карательный: вызов к директору, вызов на Педагогический совет, вызов родителей, что ставит в непростую ситуацию родителей.
- направление к психологу/социальному педагогу;
- стрелки (разрешение конфликта с помощью насилия);
- передача в органы школьного самоуправления;
- отсутствие реагирования
Что общего между этими методами? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение.
2. Разрешение спора с позиции права - это может быть применение закона в суде, арбитраже или третейском суде, каких-либо инструкций, нормативов, правил.
3. Разрешение спора с позиции интересов - Для того чтобы разрешить спор, стороны стараются определить то, что и послужило основанием для возникновения спора и, по возможности, удовлетворить те интересы, которые были ущемлены.
Школьная медиация относится к 3 способу разрешения споров (с позиции интересов). Большое значение школьной медиации имеют воспитательные эффекты (восстановительные), предупреждение повторения подобного поведения в будущем. Суть восстановительного эффекта – в том, что ответственность понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, негативных последствий, к которым привело правонарушение, и как исправление причиненного вреда самим обидчиком.
Встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ (Медиация), где они смогут сами:
Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;
Самим найти устраивающие всех решения;
Осознать причину конфликта и понять, как избежать повторения конфликта в будущем.
- Основополагающие принципы школьной медиации:
- Добровольность участия сторон;
- Информированность сторон;
- Нейтральность медиатора;
- Конфиденциальность процесса медиации;
- Ответственность сторон и медиатора;
- Заглаживание вреда обидчиком.
Служба примирения – организационная форма, в которой определено:
откуда поступает информация о конфликтах,
кто и где проводит встречи,
как реагирует администрация в случае примирения сторон,
как осуществляется подготовка ведущих, как окружающие узнают про службу,
какая будет документация и т.д.
Цель службы – улучшение отношений в школе и поддержка воспитательного процесса.
Задача службы – сделать так, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения.